Персональный сайт воспитателя Белых Ирины Васильевны МДОУ "Детский сад"Огонек",город Надым Подготовительная группа"А"
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Тридесятое царство»
05 января [пт]
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Тридесятое царство» Подготовила: Белых Ирина Васильевна, воспитатель старшей «А» группы г. Надым – 2016г. Возрастная группа: старшая группа Цель: Создать условия для закрепления знаний о составе числа 10 и знакомства с цифрой 10. ОО «Познавательное развитие» Задачи: • Содействовать у детей развитию познавательной деятельности; • закрепить счет в пределах 10; • упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой 9; • закреплять прямой и обратный счет в пределах 10; • продолжать учить детей решать арифметические задачи; • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве. • различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами • тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 • умение составлять числовой ряд. ОО «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: • Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия; • воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему; • воспитывать доброжелательные отношения между детьми. ОО «Речевое развитие» Задачи: • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; • развивать смекалку, зрительную память, воображение; • учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, • активизировать словарь, учить свободно общаться с взрослыми и детьми. ОО «Развитие игровой деятельности» Задачи: • Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры; • доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, • самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Материалы и оборудование: Интерактивная доска, карточки цифры, геометрические фигуры, карточки мешок с камнями. Предполагаемый результат: • умеют решать арифметические задачи, примеры; • Знают счет до 10, различают запись числа 10 и соотносят ее с десятью предметами; • Умеют соотносить цифры 1-9 с количеством, знают прямой и обратный счет до 10, умеют составлять числовой ряд; • Умеют сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар; • Умеют свободно общаться с взрослыми и детьми. Этапы мероп риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности Введение в ситуацию (3-4 мин.) Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели, формирование отзывчивости детей Дети собираются вокруг воспитателя. - Ребята! Далеко-далеко есть дивный лес, пройдя через него попадешь в Тридевятое царство, в котором живет сказочная фея. Я получила сообщение на телефон от жителей волшебного государства. У них случилась беда. Маленькая фея всегда делает добрые дела, всем помогает. Злой колдунье это не понравилось, и она заточила фею в темницу. И освободит ее колдунья только в том случае, если мы выполним все его задания и найдем цифру (Загадочную цифру)10, т. к. цифра 10 является его магическим числом. Дети встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой. Постановка детской цели. Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий Ответы детей Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции. А также знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Игра «На чём поедем?» - Для того, чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся в тридевятое государство, нам необходимо выложить цифры по порядку, от 1 до 9. Присаживайтесь за столы, возьмите тарелочки и выкладывайте цифры по порядку. - Выложили? Давайте проверим. Называйте цифры по порядку, а я буду выкладывать их на доске. Если цифры расставлены правильно, мы сможем узнать, на каком транспорте поедем в тридевятое государство. - Кто хочет прочитать вид транспорта? Верно, это автомобиль. В слове «автомобиль» десять букв. - Уберите цифры в тарелочки и отложите на край стола. Выходите ко мне. Садимся в автомобиль. Поехали. Физ. минутка «Мы - шоферы» (дети должны показывать движения) Едем, едем на машине (движение рулем) Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть) Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя) Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу) Дворники считают капли Вправо, влево – чистота! («дворники») Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы) Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде) - Приехали, возвращаемся на свои места. Игра «Открой ворота» (ИКТ) - Тридевятое царство обнесено высоким забором, на воротах висит замок. Чтобы открыть замок, надо, решить задачи. И тогда ворота откроются. Решим, поможем? (ответы) 1. Оглянуться не успели, Яблоки в саду созрели, Три румяных наливных, Три с кислинкой. Сколько их? (6) 2. Внуку Шуре добрый дед дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук? (6) 3. Раз к зайчонку на обед прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели и по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (10) Как думаете, мы справились с заданием колдуньи? - Молодцы, ворота открыли! А феи все нет. Выполним следующее задание. Дети (Да) Игра «Освободи фею» (ИКТ) - Ребята, перед нами пещера. Чтобы освободить фею нужно убрать камни. (Решаем примеры) (2-3 человека). Мы выполнили задание? Да. Какие молодцы! И это задание выполнили! А фея колдунья не выпускает. Ребята, пока мы выполняли задание гномы поссорились. Давайте узнаем в чем дело. Дети садятся за столы по четыре человека, на середине которых находятся квадраты желтого и треугольники зеленого цвета (по 9 штук каждого цвета на каждого ребенка, причем зеленыхменьше желтых) Гном «Зеленка» решил сложить зеленые камни (зеленые треугольники, а Гном «Желтыш» сложить желтые камни (желтые квадраты). «Зеленка» сложил 9 камней – отсчитывают зеленые треугольники. «Желтыш» сложил столько же – отсчитываем желтые квадраты. «Зеленка» не умел считать и обиделся на «Желтыша», что тот сложил больше камней. - Как вы думаете, стоит «Зеленка» обижаться на «Желтыша»? Дети говорят, что камней поровну, по 9. - Но «Зеленка» не умеет считать, как ему показать, что камней поровну? Дети должны расположить фигуры парами (желтые и зеленые) - Почему вы считаете, что камней поровну? (Потому что у каждого камня есть пара) Вывод: 9 и 9 – поровну. «Зеленка» пошел и положил еще один камень. Воспитатель кладет на стол зеленые треугольники по количеству детей, дети берут по одному. - Поровну ли теперь они сложили камней? (нет) - Кто больше сложил? (Зеленка) - Как сделать так чтобы камней было поровну? (нужно чтобы положили еще один камень) Воспитатель кладет на столжелтые квадраты по количеству детей, дети берут по одному. - Сколько камней сложил «Зеленка» («Желтыш»? Дети считают фигуры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: - При счете предметов после 9 идет число 10. - Как получили число 10? («Зеленка» сложил 9 камней, потом еще один; «Желтыш» сложил 9 камней, потом еще одну). - Что можно сказать о количестве камней? (их поровну) Воспитатель делает вывод: 10 и 10 – поровну Предполагают варианты решения проблемы, опираясь на свой опыт и знания Выполнение задания Отгадывание загадок. Затруднение в ситуации (3-4 мин) Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; Ребята пока мы выполняли задания гномы решили написать письмо Фей. В котором хотели рассказать, как они дружно живут. Что все делают вместе. - Ребята как написать, сколько онисложили камней? (Нужно записать количество с помощью цифр). Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8,9,10,01,100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количество детей. - Какую же карточку Гномы вложат в письмо? Дети выбирают карточку, если выбирают правильно, то воспитатель берет другую и говорит, что Гномы положили такую в письмо. - Смогли вы помочь Гномам? (нет, не смогли) - Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число 10) - Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 10). Анализ возникшей ситуации. Работа по показу Обдумывание и планирование своих действий Открытие нового знания (способа действия) (6-8 мин.) Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; - Как можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает). Воспитатель предлагает карточки с числом 10 - Число 10 записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля. - Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10? (один нуль). - С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить десять? (справа). - В каком случае пишут число 10? (Когда имеется десять предметов). Вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов. (Вот мы и нашли магическое число). Формирование успешного преодоления затруднения. Контроль и корректировка. Выполнение задания Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами; Игра «Найди пару». Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Включаем музыку, дети свободно танцуют. Когда музыку выключаем, дети должны построиться парами, чтобы у каждой цифры был свой сосед: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10. Работа с карточками Ребята колдунья велела гномам собрать волшебные камни. Они собрали камни в мешки, чтобы не забыть где сколько лежит, нужно подписать мешки. -Прикрепи на каждый мешок с камнями карточку с числом, которое показывает количество камней в мешке. (дети раскладывают 2-3 ребенка) Воспитатель рассказывает, что гномы решили пробраться в королевство к колдунье. -Чтобы добраться докоролевства нужно идти по мосту от кирпичика к кирпичику, причем числа на кирпичиках должны располагаться по порядку. (выкладывают) - Назовите числа по порядку то 1 до 10. – дети делают это хором. Гномы дошли докоролевства. Нашли фею и пошли обратно домой. - Назовите числа в обратном порядке. - Ребята и нам пора домой. Приглашаю всех в наш автомобиль. Физ. минутка «Мы - шоферы» (дети должны показывать движения) Едем, едем на машине (движение рулем) Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть) Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя) Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу) Дворники считают капли Вправо, влево – чистота! («дворники») Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы) Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде) - Приехали, возвращаемся на свои места. Вот мы и дома. Выполнение физ-минутки, Практическое выполнения задания новое знание совместно с освоенными ранее способами Выполнение действий Самоконтроль Корректировка Обдумывание своих действий Выполнение движений Ответы детей Выполнение рисунка техникой рисование солью. Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь - Где вы сегодня побывали? - Как помогли Феи и гномам? (Что делали) - Что помогло нам помирить их? Дойти до королевства? Дети должны прийти к выводу, о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10 (Сюрприз феи). Ответы на вопросы Самооценка Ответы детей |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.