Персональный сайт воспитателя Белых Ирины Васильевны МДОУ "Детский сад"Огонек",город Надым Подготовительная группа"А"

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Тридесятое царство»

05 января [пт]

 Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Тридесятое царство»

Подготовила: Белых Ирина Васильевна,

воспитатель старшей «А» группы

г. Надым – 2016г.

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Создать условия для закрепления знаний о составе числа 10 и знакомства с цифрой 10.

ОО «Познавательное развитие»

Задачи:

• Содействовать у детей развитию познавательной деятельности;

• закрепить счет в пределах 10;

• упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой 9;

• закреплять прямой и обратный счет в пределах 10;

• продолжать учить детей решать арифметические задачи;

• закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве.

• различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами

• тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9

• умение составлять числовой ряд.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

• Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

• воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;

• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

ОО «Речевое развитие»

Задачи:

• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение;

• учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения,

• активизировать словарь, учить свободно общаться с взрослыми и детьми.

ОО «Развитие игровой деятельности»

Задачи:

• Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры;

• доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться,

• самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, карточки цифры, геометрические фигуры, карточки мешок с камнями.

Предполагаемый результат:

• умеют решать арифметические задачи, примеры;

• Знают счет до 10, различают запись числа 10 и соотносят ее с десятью предметами;

• Умеют соотносить цифры 1-9 с количеством, знают прямой и обратный счет до 10, умеют составлять числовой ряд;

• Умеют сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар;

• Умеют свободно общаться с взрослыми и детьми.

Этапы мероп

риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.) Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели, формирование отзывчивости детей Дети собираются вокруг воспитателя.

- Ребята! Далеко-далеко есть дивный лес, пройдя через него попадешь в Тридевятое царство, в котором живет сказочная фея. Я получила сообщение на телефон от жителей волшебного государства. У них случилась беда. Маленькая фея всегда делает добрые дела, всем помогает. Злой колдунье это не понравилось, и она заточила фею в темницу. И освободит ее колдунья только в том случае, если мы выполним все его задания и найдем цифру (Загадочную цифру)10, т. к. цифра 10 является его магическим числом.

Дети встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой.

Постановка детской цели. Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции. А также знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Игра «На чём поедем?»

- Для того, чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся в тридевятое государство, нам необходимо выложить цифры по порядку, от 1 до 9.

Присаживайтесь за столы, возьмите тарелочки и выкладывайте цифры по порядку.

- Выложили? Давайте проверим. Называйте цифры по порядку, а я буду выкладывать их на доске. Если цифры расставлены правильно, мы сможем узнать, на каком транспорте поедем в тридевятое государство.

- Кто хочет прочитать вид транспорта? Верно, это автомобиль. В слове «автомобиль» десять букв.

- Уберите цифры в тарелочки и отложите на край стола. Выходите ко мне. Садимся в автомобиль. Поехали.

Физ. минутка «Мы - шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде)

- Приехали, возвращаемся на свои места.

Игра «Открой ворота» (ИКТ)

- Тридевятое царство обнесено высоким забором, на воротах висит замок. Чтобы открыть замок, надо, решить задачи. И тогда ворота откроются. Решим, поможем? (ответы)

1. Оглянуться не успели,

Яблоки в саду созрели,

Три румяных наливных,

Три с кислинкой. Сколько их? (6)

2. Внуку Шуре добрый дед

дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук? (6)

3. Раз к зайчонку на обед

прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

и по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (10)

Как думаете, мы справились с заданием колдуньи?

- Молодцы, ворота открыли!

А феи все нет. Выполним следующее задание. Дети (Да)

Игра «Освободи фею» (ИКТ)

- Ребята, перед нами пещера. Чтобы освободить фею нужно убрать камни. (Решаем примеры) (2-3 человека). Мы выполнили задание? Да.

Какие молодцы! И это задание выполнили!

А фея колдунья не выпускает.

Ребята, пока мы выполняли задание гномы поссорились. Давайте узнаем в чем дело.

Дети садятся за столы по четыре человека, на середине которых находятся квадраты желтого и треугольники зеленого цвета (по 9 штук каждого цвета на каждого ребенка, причем зеленыхменьше желтых)

Гном «Зеленка» решил сложить зеленые камни (зеленые треугольники, а Гном «Желтыш» сложить желтые камни (желтые квадраты). «Зеленка» сложил 9 камней – отсчитывают зеленые треугольники. «Желтыш» сложил столько же – отсчитываем желтые квадраты.

«Зеленка» не умел считать и обиделся на «Желтыша», что тот сложил больше камней.

- Как вы думаете, стоит «Зеленка» обижаться на «Желтыша»?

Дети говорят, что камней поровну, по 9.

- Но «Зеленка» не умеет считать, как ему показать, что камней поровну?

Дети должны расположить фигуры парами (желтые и зеленые)

- Почему вы считаете, что камней поровну? (Потому что у каждого камня есть пара)

Вывод: 9 и 9 – поровну.

«Зеленка» пошел и положил еще один камень.

Воспитатель кладет на стол зеленые треугольники по количеству детей, дети берут по одному.

- Поровну ли теперь они сложили камней? (нет)

- Кто больше сложил? (Зеленка)

- Как сделать так чтобы камней было поровну? (нужно чтобы положили еще один камень)

Воспитатель кладет на столжелтые квадраты по количеству детей, дети берут по одному.

- Сколько камней сложил «Зеленка» («Желтыш»?

Дети считают фигуры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод:

- При счете предметов после 9 идет число 10.

- Как получили число 10? («Зеленка» сложил 9 камней, потом еще один; «Желтыш» сложил 9 камней, потом еще одну).

- Что можно сказать о количестве камней? (их поровну)

Воспитатель делает вывод: 10 и 10 – поровну Предполагают

варианты решения проблемы, опираясь на свой опыт и знания Выполнение задания Отгадывание загадок.

Затруднение в ситуации (3-4 мин) Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; Ребята пока мы выполняли задания гномы решили написать письмо Фей. В котором хотели рассказать, как они дружно живут. Что все делают вместе.

- Ребята как написать, сколько онисложили камней? (Нужно записать количество с помощью цифр).

Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8,9,10,01,100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количество детей.

- Какую же карточку Гномы вложат в письмо?

Дети выбирают карточку, если выбирают правильно, то воспитатель берет другую и говорит, что Гномы положили такую в письмо.

- Смогли вы помочь Гномам? (нет, не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число 10)

- Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 10). Анализ возникшей ситуации. Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.) Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

- Как можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает).

Воспитатель предлагает карточки с числом 10

- Число 10 записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.

- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10? (один нуль).

- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить десять? (справа).

- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется десять предметов).

Вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов. (Вот мы и нашли магическое число). Формирование успешного преодоления затруднения. Контроль и корректировка.

Выполнение задания

Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами; Игра «Найди пару».

Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Включаем музыку, дети свободно танцуют. Когда музыку выключаем, дети должны построиться парами, чтобы у каждой цифры был свой сосед: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.

Работа с карточками

Ребята колдунья велела гномам собрать волшебные камни. Они собрали камни в мешки, чтобы не забыть где сколько лежит, нужно подписать мешки.

-Прикрепи на каждый мешок с камнями карточку с числом, которое показывает количество камней в мешке. (дети раскладывают 2-3 ребенка)

Воспитатель рассказывает, что гномы решили пробраться в королевство к колдунье.

-Чтобы добраться докоролевства нужно идти по мосту от кирпичика к кирпичику, причем числа на кирпичиках должны располагаться по порядку. (выкладывают)

- Назовите числа по порядку то 1 до 10. – дети делают это хором.

Гномы дошли докоролевства. Нашли фею и пошли обратно домой.

- Назовите числа в обратном порядке.

- Ребята и нам пора домой. Приглашаю всех в наш автомобиль.

Физ. минутка «Мы - шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы взъерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх! (дети передвигаются по всей группе, имитируя движения, как будто едут на велосипеде)

- Приехали, возвращаемся на свои места.

Вот мы и дома.

Выполнение физ-минутки,

Практическое выполнения задания

новое знание совместно с освоенными ранее способами Выполнение действий

Самоконтроль

Корректировка

Обдумывание своих действий Выполнение движений

Ответы детей

Выполнение рисунка техникой рисование солью.

Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь - Где вы сегодня побывали?

- Как помогли Феи и гномам? (Что делали)

- Что помогло нам помирить их? Дойти до королевства?

Дети должны прийти к выводу, о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10

(Сюрприз феи). Ответы на вопросы Самооценка Ответы детей


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.